+7 (926)330-21-03
Москва, пон.-суб: 10.00 - 17.00
14.02.2015

Режим дня грудного ребенка

Сколько времени спать и как долго бодрствовать ? Микроклимат в городской квартире. Прогулки и одежда - взгляд врача. Массаж и гимнастика на первом году. Как закаливать с младенчества? Игры и игрушки - взгляд врача. Молочные зубики. Профилактика травматизма и манипуляции с младенцем

В течение первых 2-3 месяцев жизни режим дня будет определяться прежде всего временем кормления и сном младенца. Периоды бодрствования будут относительно непродолжительны. Про кормления мы уже немного поговорили, теперь пора обратиться к вопросам сна, который даже во взрослый период занимает не менее четверти жизни и без которого полноценно прожить невозможно ;)

 

Доношенные новорожденные дети в среднем спят около 16 ч в сутки, и в первые 2 дня жизни индивидуальная продолжительность сна у них может составлять от 10 до 22 ч в сутки. На протяжении всего первого года жизни у детей идет интенсивный процесс консолидирования сна, результатом которого является формирование более продолжительного ночного сна. С биологической точки зрения такая консолидация обусловлена созреванием системы выработки мелатонина — гормона шишковидной железы (эпифиза), уровень которого повышается в темное время суток и снижается в светлое.  Данные статистики показывают, что новорожденные могут просыпаться ночью каждые 2-4 ч, в 2-3 месяца около 44% детей спят всю ночь около 5 часов, в 1 год большинство детей спит ночью 8-9 ч, с 3 до 6 месяцев отмечается более спокойный сон с полуночи до 6 ч, а между 6 и 9 месяцами жизни число детей с ночными пробуждениями несколь­ко увеличивается. Частота дневного сна уменьшается с 3-4 раз в 6 месяцев до 2 раз в 9-12 месяцев. Отказ от дневного сна начинается с возраста 8 месяцев. Все эти показатели также подвержены значительным (+ 1,5 месяца) инди­видуальным колебаниям.

 

{ Формирование циркадного ритма цикла сон—бодрствование начинается еще во внутриутробном периоде, и у плода на 18-й неделе гестации сформировано супрахиазматическое ядро гипоталамуса, чувствительное к выработке мелатонина. Высказывается предположение, что активация циркадных/суточных ритмов плода, во многом связанная с циркадными ритмами матери, оказывает существенное влияние на темпы развития плода, а у детей, родившихся недоношенными, организация микроокружения, способствующая стимуляции формирования циркадных(суточных) ритмов, ускоряет темпы их развития. Созревание механизмов выработки мелатонина происходит в первые 6 мес жизни, и на данный возрастной интервал приходится максимальная выраженность процесса консолидации сна у ребенка вокруг ночного времени суток. В первые 2-3 мес ритмическая секреция мелатонина (гормона сна) отсут­ствует.  Выявлена тесная связь между характером выработки мелатонина у детей 6— 8 мес жизни и особенностями организации у них цикла сон—бодрствование, причем недостаточная пиковая секреция мелатонина сочетается с фрагментированностью ночного сна.}

 

{ Физиологический сон имеет достаточно сложную струк­туру и представляет собой ряд последовательных функ­циональных состояний головного мозга — четыре ста­дии медленного (глубокого) сна (non-REM, без быстрых движений глаз) и фазу быстрого (поверхностного) сна (REM, с быстрыми движениями глаз), сопровождаемо­го сновидениями, двигательной активностью и вегетативными реакциями.

Сон у детей имеет достаточно существенные отличия от сна взрослого человека. Фаза быстрого сна составля­ет у новорожденных до 90% от всего времени сна, в воз­расте одной недели — около 50% и только к 3-5 годам его длительность относительно всего периода сна начинает соответствовать таковой у взрослых — около 25%. Фаза медленного сна также претерпевает возрастные изме­нения: у новорожденных регистрируется только IV ста­дия, в 2-3 месяца появляется III стадия, в 2-3 года — II, и только в 8-12 лет — I стадия. Существенным является тот факт, что сон у грудных детей начинается не с первой стадии фазы медленного сна, как у взрослых, а с фазы быстрого сна, поэтому сновидения детьми восприни­маются более реально, чем взрослыми. Также имеется отличие во временной организации фаз сна: у детей фаза медленного сна и фаза быстрого сна распреде­лены примерно равномерно в течение ночи, а у взрос­лых III и IV стадии медленного сна преобладают в первой трети ночного сна, а фаза быстрого сна в последней его трети. Эти особенности объясняют, почему дети во сне вскрики­вают, совершают активные движения руками и ногами, поворачиваются, часто просыпаются. Все это беспокоит взрослого, который спал бы спокойно в течение 9-12 ч, если бы не обстоятельства :) }

 

Как спать ребенку на 1-ом году?

Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам избежать многих проблем, связанных с детским сном:

  • подготовьте микроклимат вокруг постели ребенка
    Создайте перед сном в комнате благоприятный климат по температуре и влажности (температура 20-22ºС, влажность 35- 50%, лучше одежда потеплее, чем обогреватель), уберите накопители пыли- любые предметы, недоступные для влажной уборки. Определитесь с местом, где будет спать ваш малыш: удаленность от вас, постоянных громких звуков, регулировка освещения. Нужно стремиться создать дома обстановку, способствующую форми­рованию циркадных ритмов: светлое и оживленное место днем, темное и спокойное — ночью, можно спать при умеренном шуме, засы­пать под обычные домашние звуки. Ночью нужно кормить ребенка тихо и спокой­но. Освещение должно быть тусклым, а общение — минимальным.

  • определитесь на чем будет спать ребенок
    предпочтительнее, чтобы это была ровная поверхность. Не рекомендуется использование подушки до того момента, пока ребенок не научится самостоятельно садиться и ползать.

  • как укладывать малыша
    Оптимально ребенка первого полугодия класть на спину или на бочок (эта простая поза очень эффективна в профилактике синдрома внезапной смерти у детей из группы риска). Укладывая ребенка спать, необходимо убедиться, что он хорошо накормлен и здоров: носовое дыхание свободно, темпе­ратура тела нормальная, кожа чистая, а возможные участки опрелости или дерматита обработаны.

Чего следует делать для формирования “привычки ночного сна” у ребенка старше 6 мес?

  • активное проведения времени с ребенком во время бодрствования: игры, массаж, гимнастика, купание

  • минимизация укачиваний ребенка при укладывании

  • постепенно начинать приучать ребенка засы­пать самостоятельно  : осуществляя тактильный контакт, напевая колыбельные песни, нужно стремиться уменьшать время пребывания ребенка на руках, формировать ритуал отхода ко сну в свою кроватку

  • если сытый/накормленный и ухоженный ребенок забеспокоился перед ночным сном- дайте ему шанс успокоиться самому

 

Прогулки.

В режим дня грудного ребенка обязательно входят прогулки на свежем воздухе. По большому счету, главный смысл прогулки- это как можно более тесный контакт с факторами природы с параллельной попыткой оторвать его от факторов цивилизации. Помните ! Кроме как в первые 3-4 месяца жизни вашего ребенка у вас больше не будет такого “золотого” времени, когда младенец может спокойно спать в коляске большую часть дня, позволяя матери нормально отдохнуть и привести в порядок детские вещи, дом и себя.

Прогулки можно начинать с 10-го дня жизни с 15-20 минут. При нормальной одежде и защите от ветра здоровый малыш вполне прилично себя чувствует и при отрицательной температуре. Гулять можно при температуре не ниже -15ºС, начиная для новорожденных  с окружающей температуры выше -5ºС. Продолжительность прогулки можно раз в 2 дня увеличивать на 30 мин, а количество - без ограничений: проснулся, покормили- гулять, занесли, покормили- гулять и т.д.

Как одевать малыша на прогулку?

В межсезонье и холодное время года одевать желательно в “три слоя”. Первый слой, контактирующий с кожей ребенка, должен быть из натуральных “дышащих” (хорошо пропускающих влагу и воздух) материалов (хлопок, лен, вискоза) и подгузника. Второй слой состоит из “согревающего по сезону” материала. И третий слой - ветро и влагозащита и небольшое согревание. Третий слой можно заменить комбинезоном или одеялом (чаще лучше накрыть, чем закутать !). В жаркое время года можно ограничится одним слоем, но помнить о защите от прямых солнечных лучей (особенно для детей первых 3 месяцев). Использование чепчика на голову желательно пока есть относительно большой родничок , т.к. через него происходит большая теплопотеря. Также старайтесь при выборе одежды для грудничков больше обращать внимание на функциональность и удобство (легко ли одеть/снять, насколько в ней удобно двигаться малышу, как долго можно будет использовать с учетом быстрого роста ребенка), чем на внешнюю красоту и яркость.

Помните! Из-за еще несовершенной терморегуляции у малоподвижного ребенка первого года его можно легко как перегреть (кожа будет красной и мокрой), так и застудить (кожа бледная, может быть мокрой, холодные на ощупь кисти и стопы). А более старшему ребенку легче согреться двигаясь, а не одеваясь !

Как только ребенок начнет ползать можно пользоваться правилом:

там, где взрослому прохладно, - ребенку нормально; там, где взрослому нормально, - ребенку тепло; там, где взрослому тепло, - ребенку жарко.

(это правило основано на том факте, что у ребенка по сравнению со взрослым выше интенсивность обмена веществ и больше теплопродукция)

Массаж и гимнастика на первом году.

Массаж может проводиться самими родителями, оказывая не только благоприятное воздействие на организм ребенка, но и способствуя установлению атмосферы взаимопонимания с родителями. Оздоровительный массаж должен доставлять удовольствие ребенку, и если он плачет во время занятий, то лучше его временно прекратить. Данные процедуры у здоровых детей можно начинать с 3-недельного возраста с 5 минут, постепенно увеличивая до 10-15 минут.

Условия проведения оздоровительного массажа:

  • отсутствие острых заболеваний у ребенка

  • мама/папа теоретически подготовлены

  • подготовлено место для массажа
    Лучше проводить на ровной немного жестковатой поверхности при температуре воздуха 22-20ºС и отсутствии сквозняков

  • массаж можно проводить просто сухими, чистыми и теплыми руками взрослого/мамы

Наиболее подходящее время для массажа детей первых трех месяцев - это перед купанием, не ранее чем через 40 минут после кормления. Основные движения для детей до 1,5 мес - это поглаживания, далее присоединяются растирания кожи и рефлекторные приемы, а с 3-ех месяцев и разминание крупных мышц: голень, бедро, спина. Если вы боитесь проводить массаж самостоятельно, то с  возраста 1,5 месяцев, когда уже можно обратиться к профессиональному массажисту, вы можете поприсутствовать на сеансе массажа и затем дома выполнять понятные и простые приемы. Особо следует отметить массаж живота:  основание кисти устанавливается в области лобка ребенка, после чего живот массируется круговыми поверхностными движениями четырех пальцев руки в направлении по часовой стрелке.

Помните ! не очень хороший массаж лучше, чем отсутствие очень хорошего массажа.

Приемы и технику массажа вы посмотрите в рекомендованной литературе, но практика здесь важнее. Постепенный подход и различные комплексы в зависимости от возраста обусловлены естественным изменением тонуса мышц у детей 1-го года жизни и наличием безусловных рефлексов.

После окончания массажа желательно провести гимнастику от 5 до 10 минут. Суть ее для вас проста - ненасильственные попытки “гнуть/сгибать всё, что гнется” в суставах ребенка. Последовательность: ноги, затем руки.

 

 

Помните ! Во время массажа и гимнастики нужно общаться с ребенком: говорить, петь песенки, рассказывать сказки или слушать детскую музыку

 

Как закаливать с младенчества ?

Под закаливанием понимают систему мероприятий, обеспечивающую повышение устойчивости/сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды (температура, эпидемия, нервный стресс и др.) путем систематического дозированного воздействия природными факторами.

Закаливанием родители начинают заниматься, как правило, тогда, когда ребенок уже частенько болеет или легко заболевает при смене обстановки. Поэтому лучше исходить из таких предпосылок:

  • новорожденный ребенок в закаливании не нуждается

  • формировать такой образ жизни у ребенка, когда “закаливающие процедуры” естественным образом войдут в его ежедневный распорядок дня

Данный подход напоминает английскую традицию в воспитании детей.

На первом году “закаливание” осуществляется в первую очередь за счет воздействия воздуха, воды и солнечных лучей.

Воздушные ванны: проводят в покое или в движении, когда ребенка практически полностью раздевают, с 1-2 минут 2-3 раза в день со 2-ой недели жизни при температуре окружающего воздуха 22ºС до 15 минут в день при температуре 16-17ºС к концу первого года жизни.

Обтирания и обливания: обтирание влажной рукавичкой в последовательности: руки - от кисти к плечу, ноги- от стопы к бедру, грудь, живот, спина. Закончив обтирание, каждый участок тела следует растереть полотенцем до легкого покраснения. Температура воды должна быть вначале 33-35ºС, затем ее снижаю на 1-2 градуса каждые 2-3 дня до температуры 28-30ºС для детей 1-го года жизни. Как только ребенок уверенно стоит и начинает делать первые шаги можно пробовать локальные обливания ножек, а потом и всего тела, водой из кувшина или душа с температуры  33-35ºС, постепенно понижая до 28ºС. Во время общего обливания голову не обливают, а в первую очередь обливают спину, далее грудь и живот, в последнюю очередь - левое и правое плечо. После процедуры ребенка вытирают насухо.

При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать главные принципы:

  • систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить

  • постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий

  • учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов

 

Помните ! Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая прохладная детская комната в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний.

 

Игры и игрушки - взгляд врача.

Игра необходима для обучения ребенка. Игрушки – инструменты для обучения. Из каких материалов они изготовлены и как они применяются – одинаково важно. Взрослые должны понимать, что игрушки облегчают, но не заменяют такие аспекты жизни, как тепло, любовь, близкие привязанности. Игрушки должны быть безопасны, доступны и соответствовать развитию. Дети раннего возраста не нуждаются в дорогих игрушках. Игрушки могут понадобиться, чтобы занять ребенка какой- либо период времени.

Несколько советов для родителей по принципам подбора игрушек для детей раннего возраста:

  • Имейте виду, что больше всего способствует обучению ребенка та игрушка, которая оказывает содействие кооперации ребенка с взрослым в неформальной игре. Игрушки никогда не заменят внимания преданных ребенку, ухаживающих за ним лиц.

  • Снабдите ребенка безопасными, доступными игрушками, которые соответствуют развитию. Предоставляйте игрушки, которые всесторонне способствуют росту и развитию. Ограничьте игрушки, которые препятствуют развитию воображения ребенка. Социально-эмоциональные и когнитивные(познавательные) навыки усиливаются и расширяются, если ребенок решает проблемы выходящие за пределы реальной жизни.

  • Используйте книжки и журналы, чтобы играть и читать вместе. Регулярно показывать детские книжки можно уже с 10 месяцев

  • Скептически относитесь к рекламным заявлениям относительно влияния игрушек на развитие интеллекта. Всем детям полезны игрушки, способствующие безопасной физической активности.

  • Помните, что некоторые игрушки могут развивать тенденции к насилию и негативным социальным, расовым и гендерным стереотипам. Эти игрушки не рекомендуют детям.

  • Некоторые дети могут нуждаться в игрушках, чтобы скомпенсировать двигательную, зрительную или другую неспособность.

  • Игрушки должны быть безопасны:

    • Не употребляйте маленьких игрушек или игрушек с легко разбирающимися маленькими частями, которые могут попасть в рот грудного ребёнка или ребенка раннего возраста

    • Не используйте игрушки со свободной нитью, веревкой или шнуром

    • Не используйте игрушки с острыми краями.

    • Не используйте игрушки, издающие громкие и пронзительные звуки.

    • Используйте игрушки, сделанные из нетоксичных материалов

    • Сохраняйте игрушки безопасно: в коробке с крышкой

О том как должен развиваться среднестатистический здоровый ребенок на первом году жизни вы узнаете в отдельном посте.

 

Молочные зубики.

Хорошие зубы - это не только одно из слагаемых красоты, но и залог нормального пищеварения и развития речи. Ребенок рождается с зачатками не только молочных, но  и постоянных зубов, которые постепенно приходят на смену выпадающим молочным. Сроки прорезывания зубов при нормальном питании и уходе в очень большой мере зависят от наследственности. Первые молочные зубики, как правило резцы, появляются в интервале от 5 до 8 мес.

Помните: “слюни начинают бежать” с конца 2-го и на 3-ем месяце жизни, но это еще не значит, что скоро полезут зубы ! Только к году ребенок способен заглатывать всю образующуюся слюну :)

Всего молочных зубов будет 20. Это должно произойти к 2-2,5 годам.

По мере роста ребенка формируется и зубочелюстная система. Правильному формированию прикуса способствует грудное вскармливание, и к моменту прорезывания зубов нижняя челюсть постепенно смещается вперед и смыкается с верхней, что определяется по взаиморасположению передних зубов. Формированию дефектного развития челюстей и неправильного прикуса в раннем возрасте способствуют:

  • постоянное сосание пустышки

  • сосание языка, пальца или различных предметов

  • прикусывание и сосание нижней губы

  • дыхание через рот

  • несмыкание губ (положение языка между зубами)

По данным некоторых исследователей к трехлетнему возрасту аномалии прикуса могут быть сформированы у 25-30% детей. Неправильный молочный прикус, как правило, переходит в неправильный постоянный. Лечением подобных аномалий занимается стоматолог-ортодонт, которого очень желательно посетить за год до поступления в школу (в 5-7 лет).

Наиболее распространенным заболеванием зубов является кариес: в России кариес временных зубов встречается у 50-60% 3-летних детей. Раннее удаление временных зубов является одной из причин формирования зубочелюстных аномалий. В практике врачам чаще всего приходится сталкиваться с «множественным кариесом» - чрезвычайно активной формой кариеса, тогда как единичные кариозные поражения зубов у детей раннего возраста встречаются крайне редко. При кариесе раннего детского возраста временные зубы поражаются практически сразу после их прорезывания: очень быстро, в течение 2-3 месяцев, очаги приобретают светло-желтый цвет, а затем на этом месте возникают кариозные дефекты. У детей раннего возраста, так же как у взрослых, основным этиологическим/причинным фактором возникновения кариеса временных зубов является наличие в полости рта кариесогенной микрофлоры. Причем в полости рта новорожденных она отсутствует. Наличие кариесогенных микроорганизмов связано с первичной инфекцией, главным источником которой является мать ребенка или ухаживающие за ним лица.

 

{ По данным некоторых авторов для снижения риска передачи кариесогенной микрофлоры лицам, ухаживающим за ребенком, в течение первых лет жизни ребенка можно использовать ксилитсодержащую жевательную резинку или зубную пасту с ксилитом }

 

В раннем детском возрасте из факторов риска развития кариеса наиболее неблагоприятное значение имеет нарушение характера и режима питания ребенка, употребление легкоферментируемых углеводов в ночное время: сон с бутылочкой, наполненной подслащенным молоком, молочными продуктами, соками, компотами и другими жидкостями. Серьезным усугубляющим фактором является полное отсутствие гигиены полости рта. У детей с множественным кариесом в полости рта выявляются большое количество налета с желтоватым оттенком и связанные с ним проявления катарального гингивита. Так как же ухаживать за зубиками до того момента, пока ребенок не научится самостоятельно пользоваться зубной щеткой ?

Удалять налет с прорезавшихся молочных зубов можно с помощью салфеток для гигиены полости рта, типа "Spiffies", “ЗУБКИЧИСТКИ”, и ,по мере взросления ребенка, с помощью зубной щетки и детской зубной пасты без фтора. У детей первого года жизни снимать налет с зубов достаточно один раз в день, перед ночным сном.

 

Профилактика травматизма. Манипуляции с младенцем.

Иногда обращение родителей с новорожденными напоминает обращение с “фарфоровой чашкой древнекитайского производства” :) Боязнь чего-нибудь там поломать, вывихнуть, растянуть и т.п. может быть настолько сильна, что некоторые мужчины к детям не прикасаются вообще, а молоденькие мамы испытывают дрожь  в коленках при необходимости перенести ребенка из кроватки на пеленальный столик.

Родители должны четко осознавать тот факт, что падения и ушибы встречаются в детской жизни не реже, чем простудные заболевания.

Почти все разумные манипуляции младенец выдерживает спокойно, кроме, наверное, того, что ребенка категорически нельзя  ронять.

 

Для тех, кто предпочитает ношение малыша на себе с помощью слинга, потребуется определенная сноровка - http://www.slingoliga.ru/instructions/howto/

Дети первых двух лет жизни имеют наивысшую частоту случайного травматизма, что обусловлено отсутствием страха, стремлением все исследовать с помощью непосредственного контакта и плохим контролем импульсивного поведения, частым использованием метода “проб и ошибок”, которые “перевешивают” существующие когнитивные и моторные способности ребенка.

Наиболее распространенные несчастные случаи среди детей от рождения до 2-ух лет:

  • выпадение из кроватки

  • падение с пеленального стола или детского креслица

  • ожоги

  • несчастные случаи, связанные с игрушками

  • ушибы об острые углы стола

  • несчастные случаи при ходьбе на прогулках

  • автотравмы

Этот период требует от родителей создания безопасного окружения, твердых пределов окружения и адекватного наблюдения.

 

Источники для погружения в тему:

  • Е.О. Комаровский “Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников”, 2007 г (купить в GooglePlay, AppStore)

  • В.И. Васичкин, Л.Н. Васичкина “Детский массаж”

  • А. Жданов “Домашний массаж. Простые техники, доступные каждому”.- Питер, 2010 г.- 176 с.

  • Серз Уильям “Как уложить ребенка спать: ночные заботы родителей”.- М: Маркетинг, 2004 г.- 224 с.

  • Уильям Сирс, Марта Сирс “Воспитание ребенка от рождения до 10 лет”.- М: Эксмо, 2008 г.- 448 с.

  • Аннете Каст-Цан, Хартмут Моргенрот “Как научить ребенка спать”.- 2009 г.

  • Памела С Бригс, Тео Л Пайлот, Джанет Х Бегби “Раннее детство. Развитие творческих способностей ребенка” (пер с англ), 2004 г.- 328 с.
    (информация по изготовлению обучающих материалов для творческих занятий для детей 2-8 лет)

 

Следующий пост в “Школа здоровья вашего малыша”

 

При использовании материалов ссылка на сайт v-pediatr.ru обязательна

    Добавить комментарий
    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных